Многоосные шасси

01.08.2025

Многоосный автомобиль — автомобиль, имеющий число осей более трех. Следует отметить, что в начале 60-х годов многоосными считались автомобили с числом осей более двух. Однако, в связи с увеличением производства 3-х осных грузовых автомобилей, которые в настоящее время занимают до 60% доли рынка, сейчас принято считать многоосными автомобилями с число осей более 3-х.

Многоосными чаще всего выполняются грузовые автомобили и тягачи.

 Преимущества многоосных автомобилей состоит в следующем: благодаря распределению общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность и повышенную проходимость по сравнению с автомобилями, имеющими меньшее число осей.

В зависимости от числа колёс многоосные автомобили характеризуют колёсной формулой, где первая цифра указывает на общее число колёс, а вторая — на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо за одно).

Многоосные автомобили выполняются четырёхосными, а в отдельных случаях и пятисотыми и более. Четырёхосные выпускаются в сравнительно небольших количествах и применяются в основном для геологоразведочных работ, в строительстве, в войсковых подразделениях

МНОГООСНЫЕ ШАССИ РИАТ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН

ОАО РИАТ разработало и приступило к продвижению широкой гаммы многоосных шасси с различными колесными формулами для дорожно-строительных и специальных машин.

В конструкции шасси использованы лучшие технические и технологические достижения в области автомобилестроения при этом конструктивно обеспечивается высокая ремонтопригодность в том числе в «полевых условиях». В связи с высокой степенью унификации с базовыми агрегатами автомобилей КАМАЗ обеспечивается низкая стоимость эксплуатации в любых условиях эксплуатации и регионах Российской Федерации. Многоосные шасси обеспечены качественной и оперативной фирменной сервисная сеть РИАТ по всей территории их продаж.

Многоосные шасси РИАТ конструктивно спроектированы по модульному принципу, поэтому в зависимости от пожеланий Заказчиков, могут быть оснащены различными силовыми установками, разными колесными формулами и элементами трансмиссии, а также варьироваться длиной рамы.

В качестве базового шасси используется серийные автомобили, на которых устанавливаются дополнительные оси. Они могут быть как ведущие, так и не ведущие, как управляемые, так и самоустанавливающиеся.

Тесная кооперация РИАТ с ПАО КАМАЗ позволяет существенно уменьшить сроки согласования и поставки Заказчикам шасси.

По оценкам потенциальных заказчиков соотношение цена / качество для многоосных шасси РИАТ лучше, чем у конкурентов.

Широкое распространение многоосные шасси получили при производстве автомобильных кранов. Эффективность использования автомобильных кранов на различных грузоподъемных работах зависит от их подвижности, что определяется в первую очередь совершенством конструкций шасси. При строительстве промышленных объектов наиболее эффективны краны очень большой грузоподъемности 100... 500 т. Фирма Фаун (ФРГ), например, выпускает шасси с числом осей от трех до восьми для кранов грузоподъемностью от 23 до 500 т.

Характерно с точки зрения общих конструктивных решений широкое распространение, помимо трех- и четырехосных шасси, шасси с числом осей 9 и более. Все эти шасси длиннобазные, длина их достигает 10... 12 м. Преимущественной схемой компоновки ходовой части (размещения осей по базе) является тележечная схема, при которой оси размещаются группами по концам опорной базы шасси. Компоновка со сближением осей в центре опорной базы встречается очень редко, так как статическая устойчивость таких систем ниже.

Шасси выпускаются, как правило, для простоты неполноприводными. Для обеспечения вписываемости длиннобазных шасси в горизонтальные кривые дорог число управляемых осей может быть различным вплоть до всех. Шасси с четным числом осей группируются по тележкам как симметрично, так и несимметрично. При этом, четырехосные шасси могут иметь колесную формулу 8 х 8 или 8 х 6, пятиосные — 10 х 10 или 10 х 8. Все шасси имеют сравнительно небольшую монтажную высоту, чем обеспечиваются максимальные удобства для размещения кранового оборудования и снижение центра масс. ОАО РИАТ организовал производство многоосных шасси  на базе модульного принципа.

Новое многоосное шасси для нефтесервисных машин ГРП и ГНКТ.

Добыча нефти и газа в современных условиях невозможна без применения технологий гидроразрыва пласта (ГРП) и использования гибкой насосно-компрессорной трубы (ГНКТ). Эти технологии обеспечивают повышение притока за счет создания высокопроводимой трещины в целевом пласте под действием подаваемой в него под давлением жидкости. 

Еще недавно основные спецмашины ГРП и ГНКТ поставлялись на российский рынок на импортных шасси MERCEDES, MAN, KENWORTH, SCANIA, МЗКТ. Это было обусловлено тем, что не было российского шасси требуемой грузоподъемности и мощности

Представители нефтесервисных компаний при обсуждении перспектив сотрудничества заявляли проблемы использования ранее поставленной импортной спецтехники из-за значительного износа шасси-носителей, при том, что дорогостоящее верхнее оборудование имеет хороший запас ресурса. Перед РИАТом встала задача - создать конкурентное шасси российского производства с аналогичными импортным шасси техническими характеристиками и потребительскими свойствами, в том числе и для перемонтажа на них с изношенных импортных шасси верхнего оборудования для продолжения использования техники в полной мере.

РИАТ, в сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ», в рамках программы импортозамещения, вывел на рынок новые многоосные спецшасси для нефтесервиса КАМАЗ-65808 и КАМАЗ-7330.

Характеристики шасси КАМАЗ-РИАТ обеспечивают грузоподъемность до 34 т (для шасси 7330) и мощность двигателя до 510 л.с. (для шасси 65808) , также отбор мощности для привода верхнего спецоборудования. Шасси доработаны «северными опциями» для эксплуатации в ХМАО и ЯНАО.

Шасси значительно дешевле импортных аналогов. Сервис обеспечивается фирменной сервисной сетью ПАО «КАМАЗ».

Совместно с ООО «НЕФТЕМАШ» г. Сургут, по заказу ведущей российской нефтесервисной компании ООО «ПАКЕР-СЕРВИС», произведен перемонтаж первой партии насосных агрегатов ГРП с б/у шасси MERCEDES на новые спецшасси КАМАЗ-РИАТ- 65808 и КАМАЗ-РИАТ-7330.

Демонстрация обновленных машин потенциальным Заказчикам вызвала живой интерес и готовность применения отечественных спецшасси КАМАЗ-РИАТ для ГРП и ГНКТ.

Подробно ознакомиться со спецтехникой производства ОАО «РИАТ» можно на сайте  компании www.riatauto.ru